СПОРТ, ДЕТИ И МОТИВАЦИЯ

СПОРТ, ДЕТИ И МОТИВАЦИЯ

Мотивирование ребёнка к спорту, одна из важных тем, как для родителей, так и для тренера. И это касается абсолютно любого вида спортивной деятельности. Эффективная и приносящая положительные результаты деятельность спортсмена, да и любого человека, лежит через понимание мотива этой самой деятельности.

Основополагающим является сформировать устойчивую мотивацию к занятию спортом на самых ранних этапах взросления и тренировочного процесса. Поскольку ребенок не понимает и не осознаёт смысла и мотивов тренировок.

Детская психология такова, что дети не способны проанализировать и пробросить перспективу в будущее, оценить и прикинуть важность и нужность тренировок и спорта в целом.

Достижение успеха требует большого проявления воли спортсмена. Волевые качества формируются на протяжение длительного времени. Интенсивная воспитательная работа способствует укреплению воли и устойчивой мотивации к занятиям.

Разумеется, родителю намного проще не водить ребёнка в спортивную школу, чем водить. Ведь для того, чтобы посещать спорт-отделение родителям придётся подстраиваться под тренировочный процесс. Менять своё расписание, тратить время и силы, приобретать спортивную одежду и следить за её опрятным состоянием, переживать за неудачи, сталкиваться с ленью и капризами ребёнка и ещё множество других факторов. Решая эти «проблемы» взрослый человек знает для чего это нужно ему и его ребёнку, родитель мотивирован и ведёт своё чадо к определенной цели. Именно эту цель и нужно донести до ребёнка понятным, детским языком.

В идеале – желание ребенка заниматься должно рождаться не от страха наказания, не от поощрений, сюрпризов и денежных компенсаций, а от искреннего стремления к развитию.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Несколько способов мотивации ребенка к спорту:

о необходимости спортивных занятий нужно проговаривать это один из самых значимых и действенных способов в формирование мотивации и отношения к спорту в целом. Это постоянные беседы и разговоры о необходимости занятий, аргументируйте и приводите примеры для ребёнка, чтобы он понимал для чего ему это нужно;

проявляйте сами и вызывайте интерес к спорту у ребенка - личный пример родителей, способен очень сильно мотивировать ребёнка, а также просматривайте спортивные передачи, журналы, книги, фильмы о спорте и спортсменах;

хвалите за успехи ребёнка, но при этом всё должно быть в меру, поддержка и одобрение должны быть дозированы, без гипертрофии небольших побед;

провоцируйте интерес и стремление к победе - например помечтайте вместе с ребёнком на тему того как он будет себя чувствовать, когда одержит победу. Такими разговорами можно побудить ребёнка и вызвать чувство некой гордости за достижения, уверенности в силах;

посещайте с ним соревнования - как зрители и как участники. Тренер как никто другой всегда знает и оценивает силы каждого своего спортсмена. Допустим, что ребёнок не готов к участию, ни физически, ни эмоционально, разумеется такого спортсмена не допустят к соревнованиям. Очень важно объяснить детям, что в соревнованиях всегда участвуют спортсмены примерно одинаковой подготовки;

искренне поддерживайте интерес к его деятельности и к самому ребёнку спрашивайте о тренировках, интересуйтесь его результатами, разными мелочами и какими-то, примитивными вещами, сколько раз присел, сколько пробежал, кого обогнал, как высоко прыгнул или как отжался, ребенку так же важна ваша вовлеченность в процесс;

постановка небольших целей и достижение их – согласитесь, преодолевать и побеждать маленькие трудности каждый день всегда приятнее, чем ставить одну глобальную и идти к ней годами. И как приятно будет ребёнку от видения своих собственных результатов здесь и сейчас;

поощряйте ребёнка – даже тогда, когда нет результатов. Важно при этом отметить то, что ребёнок действительно должен был постараться и постарался над достижением цели. Он долго и упорно работал, но результат был плохим, а родители отнеслись с пониманием и вошли в положение. Утешили его чем-то приятным (совместная поездка, игра, поход в кино или кафе);

обязательно определите время для отдыха – дайте ребёнку понять, что согласно расписания он ходит на тренировки, а суббота и/или воскресенье его законные выходные и в эти дни он отдыхает от тренировок. Без сомнений, ребёнку проще и необходимо жить в чётком режиме;

рассказывайте ему о достижениях его тренера и ребят, занимающихся в том же спортивном отделении;

планируйте будущее вместе с ребёнком, конечно это срабатывает в основном уже с детьми постарше и с подростками. Тем не менее, подумайте и проанализируйте вместе с ребёнком, какие положительные качества и сколько плюсов он получит и приобретёт от занятий спортом. Как может поменяться его воля, характер, самооценка, уверенность в собственных силах.

И в завершении, нужно ещё раз отметить о важности формирования мотивации детей в первый год начальной тренировочной деятельности.  Не важно каким видом спорта, секцией или кружком будет заниматься ребёнок, структура является универсальной. И тот факт, что ребёнок несколько часов занимается полезным делом, а не зависает в телефонах и гаджетах, уже должен замотивировать родителей - принять решительные меры по воздействию и поддержанию интереса к спортивному развитию.

 

Маруся КЛИМОВА

Фото из архива МБУ ДО "Кировская СШ"

Вернуться к списку новостей

© Кировская спортивная школа